Разбираем претензии водопользователей к новому руководству для разработки нормативов допустимых сбросов и делимся актуальными трактовками недочетов и спорных мест
Текущая редакция приказа Минприроды РФ от 29.12.2020 №1118 «Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей» вызывает вопросы и критику как у самих водопользователей, так и у экологов, разрабатывающих проекты НДС.
Ряд изменений в приказ №1118 начал действовать 01.09.2022, однако и после него остались нестыковки. В этом материале мы разобрали четыре основных вопроса к Методике, которые осложняют работу с документацией, и постарались предложить разумные и обоснованные варианты трактовки этих спорных мест.
Недостающий параметр в формуле для определения контрольного створа
Контрольный створ – это расстояние от места выпуска загрязненных сбросов до створа (точки) наиболее полного (90%) перемешивания этих сбросов с водой реки или другого водного объекта.
Раньше контрольный створ высчитывался и утверждался в рамках программы регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной. Программа проходила проверку и согласование в Росводресурсах. С появлением приказа Минприроды РФ от 31.01.2022 №51 программа наблюдений была упразднена, и определение контрольного створа – теперь в рамках программы ПЭК – стало обязанностью природопользователя.
Способ определения подробно описан в Методике: в пункте 25 приведена конкретная формула для расчета. Однако при попытке воспользоваться ею и провести вычисления возникают сложности. В формуле используется характеристическое число N, для вычисления которого необходим коэффициент C (отражает интенсивность турбулентного перемешивания в реках). Коэффициент С тоже необходимо вычислять, и формула для этого также указана в Методике, однако в ее знаменателе под корнем пропущен показатель гидравлического уклона i. Отматывая цепочку назад, без i невозможно вычислить С, без С невозможно вычислить N, а без N не рассчитать контрольный створ по формуле из Методики.
Неточности в определениях
В пункте 11 в первом же абзаце допущена смысловая ошибка: авторы текста сравнивают фактический сброс, НДС и норматив качества воды водного объекта – параметры, которые нельзя сравнивать между собой. Фактический сброс – это сколько тонн загрязняющих веществ в год выливает предприятие в водный объект. НДС – то же самое, только не фактическая величина, а расчетная, проектная. Оба параметра – это масса сбросов, измеряется в тоннах в год (т/год). Норматив же качества воды – это уже не масса, а концентрация веществ в объеме воды (единицы измерения – мг/дм3). Некорректно сравнивать между собой массу и концентрацию, это разные величины с отличающимися размерностями.
Вероятно, речь во всех трех параметрах идет именно про концентрации. Тогда «фактический сброс» следует заменять на «концентрация загрязняющего вещества N в фактическом сбросе», а «НДС» на «допустимая концентрация N в расчетном НДС». Такая интерпретация представляется разработчикам проектной документации наиболее логичной и обоснованной.
Необоснованность применения 1,3-кратного значения НДС
В том же месте в пункте 11 скрыта еще одна ошибка, на этот раз законодательного характера. Если фактический сброс меньше расчетного НДС, но больше или равен нормативу качества воды водного объекта, то предлагается устанавливать 1,3-кратный размер НДС. Такой способ расчета не имеет под собой законных оснований, т.к. в нем не учтено фоновое состояние водного объекта и предельно-допустимые концентрации (ПДК) веществ, на которых должен быть основан норматив. Таким образом, данное предложение вступает в противоречие с Федеральным законом от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Ужесточение требований к показателям в рамках НДС
После вступления Методики в силу значительно сократился диапазон, в рамках которого могут колебаться объемы и концентрации сточных вод (от ПДК до фактических показателей) у всех водопользователей, кто применяет метод разбавления при расчетах НДС. Как следствие, увеличится количество нарушений и штрафов за них, вырастут размеры платы за негативное воздействие на окружающую среду и будет начисляться плата по расчету ущерба водному объекту.
На май 2023 года идет процесс согласования очередного пакета правок и дополнений в Методику, которые призваны исправить в том числе перечисленные выше недостатки. Доработанный текст уже доступен для обсуждения и голосования на федеральном портале regulation.gov.ru.
Есть что добавить?
Нажав кнопку, вы даете согласие на обработку
персональных данных и соглашаетесь
с политикой конфиденциальности
Комментарии